вторник, 13 декабря 2011 г.

Многоканальные последовательности в веб-аналитике (часть 1)


В сфере веб-аналитики нынче одна из самых обсуждаемых тем - многоканальные последовательности. Не останусь в стороне и я! :) Планирую целую серию постов и сегодня в первом из них дам небольшую вводную в тему.

В деле привлечения покупателей крайне редки ситуации, когда посетитель, увидев рекламу, кликает по ней и тут же покупает товар с первого посещения сайта. Да, есть товары т.н. “горячего” спроса, когда не до тонкого выбора по всем двадцати параметрам товара. Бывает, что надо здесь и сейчас (пресловутые эвакуатор, зубная боль, такси, например). Но в подавляющем большинстве остальных случаев человек склонен подумать, повыбирать и с первого захода на сайт только исследует ситуацию, а покупает (если покупает) на 3-й или 5-й или 25-й визит.
При этом идеально, если человек с первого визита добавил сайт в Избранное и в дальнейшем заходил на сайт по этой ссылке. Но в жизни среди этих 25-ти кликов могут быть несколько из контекстной рекламы, несколько из товарных агрегаторов (например, Яндекс.Маркет), несколько из обычного “органического” поиска, несколько прямых заходов (Избранное, набрали руками, ссылка в почте, в аське), клики по ссылкам из обзоров и просто статей на других сайтах и прочая, и прочая.
И после этого встает законный вопрос, какой канал привлечения посетителей наиболее эффективен, чтобы вкладывать в него средства?
Долгое время проблема решалась просто - все лавры доставались источнику последнего клика, приведшего к сессии с покупкой. Накопил денег человек, собрался с мыслями, “Так, где ж я их видел?..А! В Гугле по запросу “Нокиа новинка” стояли на ХХ месте!”.  Повезло сегодня органике!
“Ой нет, вот они в правом столбце на втором месте”. Празднует контекст!
“Нет же.. видел их на Маркете по другой модели.. Первое место среди пятизвездных..”. Таки чемпион - товарный агрегатор!
А тот факт, что будущий покупатель прошел и неоднократно по всем этим инстанциям, и каждая серьезно повлияла на его итоговый выбор, до последнего времени мало кто учитывал.
Недавно ситуация начала меняться. Один из ведущих мировых сервисов веб-аналитики и самый доступный в силу бесплатности - Google Analytics в своей новой версии ввел инструмент отслеживания многоканальных последовательностей привлечения покупателя. Теперь в специальном отчете можно увидеть наиболее типичные для нашего сайта пути созревания посетителя в покупателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий