четверг, 13 октября 2011 г.

Гибридная навигация: между тегами и иерархией


Основным преимуществом при перемещении пользователя по строгой иерархии является тот факт, что, перемещаясь ниже по дереву, удается последовательно сужать область поиска. Интуитивно мы чувствуем, что с каждым шагом цель все ближе и от этого на душе легко и радостно.
Недостатком же строгой иерархии является тот факт, что редко удается в какой-либо области эту самую иерархию выстроить и строго соблюдать с течением времени. Обязательно выявится подлый элементик, которого по одним признакам надо ставить в одну группу, по другим – в другую (классический пример из биологии - утконос - и млекопитающее, и яйцекладущее).

Но даже если строгость иерархии формально удается соблюсти, то в случае публичного сервиса (интернет-сайта) это может ничего не дать. В голове каждого пользователя своя логика, которую нельзя не учитывать. При этом две-три (четыре, десять…) разных групп пользователей будут искать один товар в двух-трех (четырех, десяти…) разных местах. И, чтобы купили, должны найти!
Поэтому строгость таксономии приходится нарушать, цепляя такой популярный товар в несколько подгрупп.
Но если строгость нарушена, то дерево – уже не дерево. Один листочек «растет» сразу на нескольких ветках. Структура усложняется в управлении и становится гораздо менее прозрачной как для владельца контента, так и для его потребителя.
В контексте интернет-магазина это можно сформулировать так: заблудившийся покупатель - злой, раздраженный и в итоге потерянный покупатель.

С другой стороны есть теги. С ними проще: есть у товара свойство - получай тег. Никаких проблем и моральных метаний на зависть иерархиям.
Но есть другая проблема. Юзер может сколько угодно тыкать в облако тегов, но область поиска, вообще говоря, сужаться не будет. И такое путешествие по сайту может стать бесконечным.

Смысл предлагаемого решения в следующем: дать возможность фиксировать теги при навигации. Т.е. при клике по одному, выдаем облако тегов на том подмножестве документов, которое содержит уже выбранному тегу.
Пример - автомобильный сайт. У нас есть теги - марки автомобилей (Toyota, Nissan...). Есть типы (седан, внедорожник....). Есть назначение (семейный, спортивный.....).
В изначальном облаке тегов Внедорожники могли занимать не очень заметное место. Но если мы выберем тег по марке - Land Rover, то они выйдут на передний план.
Далее второй клик по тегу еще сильнее сужает область поиска - мы получаем пересечение множества документов с первым и вторым тегами. Далее опять выдается облако (возможно, уже маленькое облачко) тегов только на полученном подмножестве.
Таким образом, кликая по тегам, пользователь неуклонно приближается к цели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий