Коллеги попросили помочь с материалом для доклада по интернет-маркетингу. Точнее, с той его частью, которая посвящена веб-аналитике. Поскольку аудитория не обладала серьезными знаниями в интернет-маркетинге, я решил "танцевать от печки". А именно - рассказать о настройке аналитики максимально простыми словами, в духе КО. Выкладываю материал здесь в надежде, что кому-то пригодится для погружения в веб-аналитику.
Все вы знаете, что в нынешних системах сбора статистики недостаточно просто скопировать код счетчика на все страницы сайта. Требуется дополнительная тонкая настройка под особенности вашего сайта.
Важно заметить, что мы упомянули только подготовительные мероприятия. Далее нужно с этой статистикой работать, анализировать, извлекать выводы или, как говорят аналитики, инсайты. На русский это можно перевести с легким налетом романтизма, как “просветления”! :) Или, скажем так, “микро-открытия”. Серьезная веб-аналитика только здесь и начинается.
Все вы знаете, что в нынешних системах сбора статистики недостаточно просто скопировать код счетчика на все страницы сайта. Требуется дополнительная тонкая настройка под особенности вашего сайта.
Но что именно надо настраивать?
Ниже я приведу небольшой чек-лист основных и наиболее важных моментов:
1. Цели
Для получения данных по конверсии сайта необходимо настроить т.н. “цели”, т.е. те действия пользователя, которых вы хотите от него добиться.
В первую очередь это - покупка в интернет-магазине или заявка на проект. Как правило, это отслеживают, как достижение пользователем спец.страницы типа thank-you.html, которая появляется после отправки заказа или заявки и благодарит пользователя за обращение.
Это т.н. “мАкроконверсия” - т.е. конверсия сразу в продажу/заказ.
Но поскольку многие пользователи все еще предпочитают звонить по телефону либо приезжать в офис, то было введено понятие “мИкроконверсия”, т.е. действия на сайте, означающие созревание клиента, но еще не сам заказ.
Это могут быть посещение страницы Контакты, заполнение формы “Обратный звонок” либо обращение с вопросом и т.д.
Все это сильно зависит от специфики сайта, поэтому я и акцентирую ваше внимание на необходимость индивидуальной настройки аналитики именно под ваш сайт.
Хочу также заметить, что если на вашем сайте формы заказа или любое другое взаимодействие с пользователем работает через асинхронные технологии (AJAX), то для отслеживания конверсии и других действий вам необходим механизм Событий.
2. События
Раньше вести аналитику было конечно проще, т.к. все действия пользователя сводились к переходам между страницами. Но когда появились асинхронные технологии, пользователь получил возможность взаимодействовать с сайтом без перезагрузки страницы. Т.е. в терминах “старой” аналитики мы бы увидели, что пользователь просто очень долго сидит на одной странице и все!
Теперь в аналитике есть механизм событий, который позволяет такие действия пользователя отслеживать. Сюда можно отнести работу с асинхронными формами, перемещение товара в корзину, выбор цвета материала (обивка, ДСП, МДФ и т.д.) на странице товара, работа с товарным фильтром и еще огромное число всевозможных действий, о которых владельцу сайта неплохо бы знать.
Кроме того события используются для отслеживания переходов по внешним ссылкам, а также для сбора статистики по скачиванию всевозможных файлов (прайс-листов в экселе, инструкций по сборке в ворде и пдфе, презетаций в паверпойнте и т.д.)
3. Разметка рекламных кампаний
Важно помнить по т.н. UTM-разметку ссылок из вашей контекстной (и не только) рекламы, e-mail рассылок и т.д. Благодаря ей вы будете видеть в статистике, из какого источника пришел пользователь и по какому объявлению (баннеру). Это очень помогает в деле оптимизации ваших рекламных кампаний и расходов на них.
4. Блок e-commerce.
Для интернет-магазинов можно настроить специальный блок, который будет отслеживать не только сам факт покупки, но и конкретные артикулы заказанных товаров, их количество, цену и доставку. Кроме того можно будет видеть сводную статистику по продажам в разделах каталога.
5. Другие настройки
Кроме того очень важно настроить сбор следующих видов статистики:
- Внутренний поиск по сайту - важно знать, какие запросы задают ваши пользователи! Чего им не хватает, где “проседает” обычная навигация по сайту.
- Переходы из нестандартных поисковиков. Система аналитики не всегда знает все наши поисковики. И такие переходы будет просто считать реферальными - как обычный клик по ссылке. Но нам же интересно, по какому запросу пришел пользователь. И кроме того важно отделить поисковый трафик от реферального. Для этого нужна дополнительная настройка.
- Нестандартные отчеты. В системе аналитики более 200 стандартных отчетов, но их перестает хватать уже на второй месяц. К счастью есть возможность очень гибко настраивать отчеты под себя и сохранять для будущего использования.
- В мире накоплено уже огромное количество нестандартных отчетов, которые объединены в бесплатные библиотеки. Можно не только настраивать их самому, но и заимствовать идеи у других.
- Алерты (от англ. alert - тревога). На определенные явления в статистике можно настроить автоматическую отсылку оповещений на вашу почту. Например, если наблюдаются сильные колебания по количеству посетителей, заказов и т.д.
- Регулярная отправка оперативной статистики по почте. Конечно голые цифры и графики - это еще далеко не аналитика! Но чтобы оперативно следить за ситуацией, можно настроить автоматическую отправку текущей статистики, например, раз в неделю вам на почту.
Стоит еще раз подчеркнуть, что это лишь общее описание самых необходимых настроек. Не хочу лезть в дебри и "грузить" вас деталями, но поверьте, настроек под особенности конкретного сайта может быть в разы больше! Я перечислил только основные моменты.
Важно заметить, что мы упомянули только подготовительные мероприятия. Далее нужно с этой статистикой работать, анализировать, извлекать выводы или, как говорят аналитики, инсайты. На русский это можно перевести с легким налетом романтизма, как “просветления”! :) Или, скажем так, “микро-открытия”. Серьезная веб-аналитика только здесь и начинается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий